Очерки истории Русского театра драмы и комедии Карачаево – Черкесской Республики (1918
– 2010 гг.). Монография / З.Б.Хабичева-Боташева, З.Н.Алемединова. – Ставрополь:
Сервисшкола; Черкесск: КЧИГИ, 2015. – 468 с.+ вкл.
Русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесии создан в первые годы Октябрьской
революции, он сохранил свой статус и положение, несмотря на многократные
переименования и перекраивания границ нашей республики.
Наш театр порождение не только «культурной революции», но и воздействия креативной
личности в лице профессионального актера Н.Ф. Тягни-Рядно, объединившего театральных
исполнителей из разных городов России в Баталпашинский театр русско-украинской
музыкальной драмы, получивший впоследствии имя первого наркома просвещения А.В.
Луначарского.
Разделив историю театра по десятилетиям, авторы монографии не утверждают, что это
самый оптимальный вариант для исследования. Но он дал возможность увидеть новые
коммуникации между служителями театра и зрителями, которые проявлялись на разных
этапах становления, насыщенном всевозможными событиями, и которые можно
рассматривать с позиций нового жизненного опыта.
Театр является цивилизующим центром, пробудившим интерес к драматическому искусству
всех народов нашей республики. В его недрах рождались профессиональные национальные
театры республики, демонстрирующие, как национальные особенности, так и возможности
межкультурного диалога.
Художественное впечатление, производимое на зрителей, укреплялось в процессе
непосредственных контактов с блестящей плеядой актеров прошлых лет и современности. На
режиссерский стиль театра КЧР советского периода оказал весомое влияние идеологический
диктат, партийная цензура, он заключался в осторожности и внимательности к принципам
партийной субординации, интернационализму и дружбе народов.
Произошедшая после «перестройки» смена устаревшего областного статуса Карачаево-
Черкесии внесла изменения и в театральную жизнь. Реформирование и кадровые
перестановки в театре нарушили плановую работу учреждения. Театр постоянно испытывал
смены режиссеров и директоров, уменьшение труппы, сокращение финансирования.
В монографии впервые обнародовано и проанализировано творчество служителей
Мельпомены, характеризующих, не только социальные перемены в жизни нашей страны, но и
демонстрирующие эстетические достижения художников. В настоящее время в театре
оберегается преемственность традиций: сохраняется баланс между классикой зарубежной и
отечественной, современными комедиями и драмами, развивается экспериментальная
режиссура. Важная роль отводится детскому репертуару и, как и прежде, спектаклям
морально-этического плана. Интернациональный коллектив русского театра драмы и комедии
Карачаево-Черкесии подтверждает, что театр по-прежнему является центром духовной
культуры республики, выполняющий эстетические, просветительские и коммуникативные
функции
 
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ОРДЕНА"ЗНАК ПОЧЕТА"ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИМЕНИ Х.Х. ХАПСИРОКОВА"

Т-00